05.02.2021
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» ПГТ ГВАРДЕЙСКОЕ» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ЯРМАРКА ИДЕЙ
По художественно – эстетическому развитию
Из опыта работы на тему:
«Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей.
Ритмика-одна из форм эстетического развития.»
Инструктор по физической культуре
I катагории
Зеленская М.А.
Пгт. Гвардейское, 2019г.
Интеграция физического и художественно- эстетического развития
Понятие интеграции
представляет собой — процесс объединения частей в целое. В этом случае
интегрированная деятельность в дошкольной организации рассматривается
как объединение нескольких видов деятельности, методов или средств
развития детей.
Одной из менее востребованных форм интеграции на сегодняшний
день является интеграция физического и художественно-эстетического
развития.
Занятия физической культурой и спортом создают благоприятные
условия для всестороннего, гармоничного развития личности, в том числе и
для эстетического воспитания. В процессе выполнения физических
упражнений формируется красивая осанка, осуществляется
совершенствование телосложения, воспитывается понимание красоты и
изящества движений, формируются умения управлять движениями своего
тела.
Занятия физической культурой не могут не вызывать чувство восторга и радости. Физическая культура прививает ребенку любовь к «прекрасному»,
учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности,
наполняет внутренний мир ценностями, а также повышает уровень его
эстетической культуры.
Именно поэтому актуальными проблемами современной педагогической науки и практики является вопрос приобщения детей к культуре. И в данном случае нет никакого противопоставления к какой культуре. В этом смысле интеграция эстетического и физического воспитания играет большое значение в формировании общей базы культурного слоя, без которого сложно представить процесс гармоничного становления дошкольника.
Роль инструктора физической культуры в эстетическом воспитании
детей чрезвычайно важна и ответственна. Поэтому инструктор должен уметь
влиять на становление и совершенствование эстетических убеждений,
взглядов и эстетики поведения.
Самое важное это не просто сформировать способности наслаждаться, понимать, видеть и чувствовать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях.
При этом основными принципами взаимодействия с детьми становятся:
- · позитивное отношение к ребенку, проявляющаяся искренняя
заинтересованность к его творческим поискам, эмоциональная поддержка;
· эмоциональное общение, способствующее развитию познавательной
активности детей, постепенному повышению эмоциональной насыщенности
непосредственной образовательной деятельности, чтобы наиболее
интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости;
· зрительный контакт с каждым ребенком.
Интегрированное построение образовательной деятельности,
во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои замыслы;
во-вторых, происходит обогащение словаря детей, формируются коммуникативные умения;
в-третьих, у детей развивается творческая, физическая и познавательная активность,
Многие ученые, обнаруживая низкий уровень сформированности изобразительных умений, отмечают низкий мышечный тонус в кистях рук, недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации и регуляции движений, отсутствие необходимого двигательного опыта.
Среди организованных видов двигательной активности для дошкольников огромное значение имеют игры, игровые упражнения, игровые разминки. Участие в игровых заданиях различной интенсивности позволяет преодолевать двигательную зажатость, снять эмоциональное напряжение, что положительно скажется в последствии на общем художественно-эстетическом развитии.
Движения являются естественным стимулом жизнедеятельности организма, тренировкой всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость.
Движение оказывает существенное влияние на развитие не только интеллекта ребенка, но и его эстетический вкус. Через физическую культуру ребенок приобщается к культуре художественно-эстетической, приобретая важные интегративные качества.
Умение перестраиваться в колонны необходимо в физкультурной и
музыкально-танцевальной деятельности; соблюдение интервалов нужно как
при постановке музыкально-ритмических движений, так и при построении
ритмичной композиции в рисовании; выполнение физических упражнений
по инструкции полностью переносится на музыкально-танцевальную и изобразительную деятельность (для многих детей проблематично перестраиваться в колонны, создавая определенный рисунок. дети часто отвлекаются на саму музыку, забывая выполнять перестроение. Многие просто не внимательны, не могут понять общего рисунка, который должен получиться в результате построения;)
Интервалы дети не могут самостоятельно выдержать им сложно ориентироваться на плоскости. Такие же дефициты есть и в ходе
изобразительной деятельности. Помочь в этом нам сможет то, что мы вместе как на занятиях так ив повседневных видах деятельности будем способствовать развитию у детей общих качеств :чувство ритма и координация на плоскости, которые формируются только сразу в трех видах деятельности: физическая, музыкальная и изобразительная.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дошкольное детство
является благоприятным периодом для гармоничного развития детей и поможет нам в этом применение формы интеграции физического и художественно-эстетического развития.
Ритмика- одна из форм эстетического развития
Процесс интеграции физического и художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО может проявляться в разных формах.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: занятия ритмической гимнастикой, танцами и акробатикой. Наиболее популярной является ритмика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.
В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика.
Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность выражается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных подражанию, копированию действий человека и животных.
Ведь в основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению.
Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, можно заметить, что занятия положительно влияют на самочувствие, настроение детей, исправляют недостатки физического и психического характера.
Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движения, она пробуждает в них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.
Самыми доступными движениями как для детей являются естественные, или основные, движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног. При помощи этих несложных движений легко усваивается на порах представления о ритмике как предмете музыкального цикла, тесно взаимосвязанного с музыкой. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто, то спокойно, то энергично, с разной, степенью эмоциональной насыщенности.
В связи с этим стараюсь использовать возможности эстетических средств на занятиях физической культурой и на физкультурных досугах.
Таким образом, идет применение различных видов искусства на занятиях физической культурой. При этом самое важное - не просто сформировать способности наслаждаться, понимать, видеть и чувствовать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях.
Все это способствует укреплению здоровья ребенка, а также его физическому и художественно эстетическому развитию.