1.8.3. Направленность образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников и требования к результатам освоения Программы. 1.9. Содержание образования по дополнительному образованию детей определяется дополнительными общеразвивающими программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ самостоятельно, и должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательных отношений независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права воспитанников и их законных представителей на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей детей, формирование и развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 1.10. Дополнительная общеразвивающая программа — документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов; модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, обоснование содержания и технологии передачи образования; программа, расширяющая одну из областей основного образования; индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности. 1.11. Дополнительная общеразвивающая программа хранится у педагога дополнительного образования и старшего воспитателя. 1.12. Положение о Программе вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения о дополнительной общеразвивающей программе» и действует до внесения изменения. II. Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ 2.1. Цель Программы — обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать: • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям. • соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование; • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-педагогической); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, игровых образовательных ситуациях, играх, и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого ребенка); быть направлено на решение следующих задач: • формирование и развитие творческих способностей воспитанников; • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания воспитанников; • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья; • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе; • формирование общей культуры воспитанников; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. III. Структура дополнительной общеразвивающей программы 4.1.Структура Программы выглядит следующим образом: • Титульный лист • Пояснительная записка; • Учебный план; • Содержание изучаемого курса; • Организационно-педагогические условия; 4.2. На титульном листе рекомендуется указывать: • полное наименование образовательного учреждения; • где, когда и кем утверждена Программа; • название Программы; • возраст детей; • срок реализации Программы; • ФИО, должность автора(ов) Программы; • название города, населенного пункта, в котором реализуется Программа; год разработки Программы. 4.3. В пояснительной записке к Программе следует раскрыть: • направленность Программы (туристско-краеведческая, физкультурноспортивная, социально-педагогическая и др.); • новизну, отличительные особенности; • актуальность, педагогическую целесообразность; • цель и задачи Программы; Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и обучающихся. Она может быть глобального масштаба (изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему); общепедагогического плана (нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива через создание авторской технологии и др.); дидактического плана (развитие личностных качеств, обучение, организация полноценного досуга, создание новой методики). Конкретизация цели проходит в ходе определения задач (образовательных, развивающих, воспитательных) – путей достижения цели. Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, освоить, организовать и т. д.). • календарный учебный график; • формы и режим занятий; • планируемые результаты; • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебноисследовательские конференции и т.д.). 4.4. Учебный план Программы может содержать перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. Количество занятий в год: - на период с сентября по май при нагрузке 2 часа в неделю – 72 часа. 4.5.Содержание Программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов. В программе указывается общее количество часов, отведенных планом на изучение курса, и распределение часов по разделам и темам. 4.6. Организационно-педагогические условия. Методическое обеспечение Программы - (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности воспитанника. Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др. Приводится список рекомендуемой и используемой литературы. Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации. 4.7. Приложения. Не обязательный раздел, в который могут быть включены: дидактические материалы, план методической работы педагога, план учебновоспитательной работы и т. д. IV. Требования к оформлению программы 4.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер — 12 (14) пт. межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине. 4.2. По контуру листа оставляются поля: левое и нижнее — 20 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм. 4.3. Страницы Программы нумеруются, титульный лист считается первым, но не подлежит нумерации. 4.4. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам образовательной области. V. Порядок принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы 5.1. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей обновляется ежегодно, согласовывается на педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего. 5.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании программы на педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующим со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа) VI. Контроль 6.1. Ответственность за полноту и качество разработки Программы возлагается на воспитателей и специалистов. 6.2. Ответственность за полнотой реализации Программ возлагается на заведующего, старшего воспитателя. VII. Хранение программ 7.1. Программы хранятся в методическом кабинете ДОУ, воспитателей групп и специалистов. 7.2. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)