программа пед.сопровождения одаренных детей

№ п/п
1.

II.

III.

Содержание
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
1.1. 1. Цели и задачи реализации программы
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы
1.1.3.Значимые характеристики
1.1.4.Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
2.1. Этапы реализации программы
2.2.Психолого-педагогическая диагностика и диагностический
инструментарий
2.3.Условия реализации программы
2.4.Основные принципы работы с одарёнными детьми
2.5.Система взаимодействия педагогов Учреждения при
организации работы с одарёнными детьми
Организационный раздел
3.1. Нормативно-правовое обеспечение программы
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
3.3. Кадровое обеспечение
Список литературы:

Страницы
3-9
3-4
4
4-5
5-9
9
9 - 16
9 – 11
11 - 14
15
15 - 16
16
17 - 18
17
17 - 18
18
18 - 19

Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению
своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Поэтому
так актуален на сегодняшний день вопрос изучения одаренности детей и построения работы
с ними. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, способствуют
формированию новой стратегии в решении проблем одаренных детей, открывают аспекты
в их изучении и решении.
Разработка федеральной целевой программы «Одаренные дети» подчеркивает
государственную значимость решения проблем, связанных с организацией работы по
выявлению и развитию одаренных детей.
С психологической точки зрения одаренность представляет собой сложный объект, в
котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная,
психофизиологическая и другие сферы личности человека.
Сложность феномена одаренности и обусловливает специфику работы с носителями этой
одаренности. В этом процессе постоянно возникают педагогические и психологические
трудности, связанные с разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых
теоретических подходов и методов ее определения, вариативностью современного
образования.
Раннее детство и дошкольный возраст являются сенситивным периодом для развития
способностей. Ребенку этого возраста характерна высокая познавательная активность,
повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. Актуальность и
значимость проблемы одаренности в дошкольной психологии и педагогике раскрывается
в научных разработках современности. А.М. Матюшкин разработал «Концепцию
творческой одаренности», Л.А. Венгер с авторским коллективом разработал программу
«Одаренный ребенок».
Е.С. Белова «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого
человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов».
Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в
создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их
основе новые, необходимые для жизни общества.
Феномен одаренности осложняется тем, что потребности и возможности одаренных детей
значительно отличаются от потребностей сверстников, а также связано с разнообразием
видов детской одаренности. Поэтому так актуальны в обучении и развитии одаренных детей
создание определенных условий для выявления и поддержки одаренности, обеспечение
дифференцированного подхода и разработка специальных программ с учетом
индивидуальных потребностей. Нормативно-правовая база программы:
• Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г.;
• Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.;

• Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; •
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы
“Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
Программа направлена на создание в дошкольном образовательном учреждении системы
взаимодействия всех участников образовательного процесса по выявлению и развитию
детской одаренности.
1.1. 1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: создание условий, способствующих оптимальному развитию детей,
проявляющих способности к тому или иному виду деятельности.
Задачи:
1. Разработать оптимальную модель выявления ранней одаренности воспитанников
посредством обогащения образовательной среды направленной на развитие
интеллекта, исследовательских навыков, творческих, физических способностей и
личностного роста одарённых дошкольников.
2. Внедрять современные образовательные технологии и методы работы
с одаренными детьми с целью удовлетворения их образовательных потребностей.
3. Обеспечить возможность участия одаренных и способных детей в конкурсном
движении различного уровня.
4. Содействовать развитию мотивационной готовности и профессиональноличностной позиции педагогов к работе с одаренными детьми на основе
дифференцированного подхода в методической работе.
5. Систематизировать методы работы с семьями воспитанников в процессе психологопедагогического сопровождения одаренного ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
определяет основные принципы работы с детьми, которые легли в основу формирования
программы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
- учёт индивидуальных потребностей ребёнка, определяющие особые условия получения
им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. - содействие и

сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития).
1.1.3. Значимые характеристики
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития
способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные
исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция
одарённости» под редакцией Д.Б.Богоявленской и В.Д. Шадрикова. По определению
авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Высокий уровень развития способностей человека характеризуют такие понятия как
талант, одаренность и гениальность. Одарённый ребёнок стремится к самоутверждению,
желает преуспеть в развитии своего дарования, поэтому для педагога, работающего с таким
ребенком, является важным обратить внимание на такого ребенка. Сложно предвидеть ход
умственного развития ребенка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся
способностей можно игнорировать. Но, прежде всего, их проявления надо знать.
Одаренность – наличие задатков развития способностей, которые в исследованиях Б.М.
Теплова (1998) определяются так:
- во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого;
- во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или
многих деятельностей;
- в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям,
которые выработаны у данного индивидуума.
Это позволяет охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в
деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности
способностей.
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в
разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к
рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке
раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может

выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным
своеобразием умственной деятельности.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинноследственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются
построением альтернативных моделей и систем.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем
овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать
информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа
динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, которыми овладевает ребенок. Л.С.Выготский в качестве основного средства выделял знак, и
прежде всего, понятие. В более поздних исследованиях (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер,
Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным
является использование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем,
планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность,
выделять в ней наиболее существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с
подобными средствами позволяют ребенку справляться со своими непосредственными
побуждениями, произвольно организовывать свое поведение.
Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2
– 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя.
Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным
сферам деятельности.
В дошкольном возрасте выделяют следующие этапы, через которые проходит
одаренность:
- первый (2 –3 года) - на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления; второй (3 – 4 года) - происходит погружение в деятельность, проявляются начальные
признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставить
широкий спектр в различных видах деятельности;
- третий этап (4 - 5 лет) - этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей
имеющих способности в группы для дополнительных занятий;
- четвертый (5 – 6 лет), в этот период ребёнок стремится к достижению положительного
результата;
- пятый этап (6 – 7 лет) характеризует само проявление одаренности.
Следующим периодом проявления одарённости является возраст от 11 до 14 лет.
Вопросы ребенка приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер.
Итоговым периодом проявления одарённости считается возраст в 15 - 20 лет.
Проявление одаренности в детском возрасте рассматривается учеными как потенциал
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей,
рождаются одаренными или талантливыми. Если не создать специальных условий для
них, то, не реализуясь, способности могут найти выход в чем-то другом, например,
в плохом поведении. Одаренный ребенок обладает одним или несколькими качествами:

- обладает хорошей памятью, особенно долговременной;
- владеет хорошим словарным запасом;
- может сосредоточиться на долгое время;
- легко усваивает информацию;
- очень наблюдателен и любознателен;
- устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;
- рано проявляет способность сопереживать другим;
- любит книги;
- проявляет большую энергичность;
- часто стремится в своих делах достичь совершенства;
- предпочитает играть с детьми, более старшего возраста;
- настойчив;
- обладает развитым чувством юмора;
- использует привычные предметы нетрадиционным способом; - проявляет задатки лидера
и владеет социальными навыками; - иногда, наоборот, очень замкнут и малообщителен.
При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать
критериальный подход. Данные критерии и соответствующие им виды одаренности
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии

Виды одаренности

Вид деятельности и
обеспечивающие ее сферы
психики
(интеллектуальная,
эмоциональная,
мотивационно-волевая
сферы)

-

В практической деятельности (одаренность в

ремеслах, спортивная и организационная).
В теоретической (познавательной) деятельности
(интеллектуальная одаренность различных видов в
зависимости от предметного содержания деятельности (в
области
естественных
и
гуманитарных
наук,
интеллектуальных игр и др.)).
-

В

художественно-эстетической

(хореографическая,

деятельности

литературно-поэтическая,

изобразительная и музыкальная).
В коммуникативной деятельности (лидерская
одаренность, характеризующаяся способностью понимать
других людей, строить с ними конструктивные отношения,
руководить). - В духовно-ценностной деятельности
(одаренность, которая проявляется в создании новых
духовных ценностей и служении людям).

Степень
сформированности
одаренности

Актуальная
одаренность
(психологическая
характеристика ребенка с такими наличными показателями
психического развития, которые проявляются в более высоком
уровне выполнения деятельности в конкретной предметной
области по сравнению с возрастной и социальной нормами).

Формы проявления

Потенциальная
одаренность
(психологическая
характеристика ребенка, который имеет лишь определенные
психические возможности (потенциал) для высоких
достижений в том или ином виде деятельности, но не может
реализовать свои возможности в данный момент времени в
силу их функциональной недостаточности). Потенциальная
одаренность
требует
высокой прогностичности
используемых диагностических методов и проявляется при
благоприятных условиях.
- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности
ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при
неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме).
Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в
ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и
развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими
людьми, в специфике культурной среды (освоение норм
поведения). Выявление детей с таким типом одаренности –
длительный процесс с использованием комплекса методов
анализа поведения ребенка, включения его в различные виды
реальной деятельности, организации его общения с
одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной
жизненной среды.

Широта
проявлений
в различных видах
деятельности

-

Общая (умственная) одаренность (проявляется по

отношению к различным видам деятельности и выступает как
основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая
одаренность определяет уровень понимания происходящего,
глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в
деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность (проявляется в конкретных
видах деятельности и определяется в отношении отдельных
областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт,
одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия
– социальная одаренность и т.д.)).

Особенности возрастного
развития

Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности
являются «вундеркинды» – это дети, как правило,
дошкольного или младшего школьного возраста с
чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде
деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце,
пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают
интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с
2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие
познавательных способностей (блестящая память, высокий
уровень абстрактного мышления и т.п.); овладение
программой трехлетнего обучения к концу первого класса;
выбор сложной деятельности по собственному желанию
(например: пятилетний мальчик составляет собственную
энциклопедию по истории и т.п.).
Поздняя одаренность. Проявление одаренности в
определенном виде деятельности на более поздних возрастных
этапах. Существует связь между возрастом, проявления
одаренности и областью деятельности. Наиболее рано
одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в
музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного
искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий,
создания новых областей и методов исследования), что связано
с необходимостью приобретения знаний, без которых
невозможны научные открытия. Раньше других при этом
проявляется математическая одаренность.

1.1.4. Планируемые результаты освоения программы
1. Система выявления одаренных детей, созданная в Учреждении, способствует
повышению уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к
которым у них есть способности.
2. Структурирование
одаренных детей.

диагностического

материала,

направленного

на

выявление

3. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах,
соревнованиях и иных конкурсных мероприятиях.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов Учреждения, участвующих в
работе с одаренными детьми.
5. Внедрение современных образовательных технологий.
6. Систематизация методов работы с семьей одаренных детей по оказанию психологопедагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка. 7. Повышение
социального престижа учреждения.

II. Содержательный раздел

Программа
направлениях:

2.1. Этапы реализации программы
сопровождения одаренных детей «Дошколенок» реализуется в трех

1. Выявление одаренных детей и развитие их индивидуальных способностей.
2. Методическое сопровождение с целью повышения квалификации педагогических
работников в организации работы с одаренными детьми.
3. Работа с семьей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и
развитии одаренного ребенка.
Мероприятия Программы по реализации основных направлений
Работа с воспитанниками
1.

Психолого-педагогический анализ развития воспитанников ДОУ.

2.

Выявление одаренных детей:

•

диагностика одаренности (с учетом ее типа и вида);

•

создание банка данных о способных, одаренных, талантливых детях.

3. Организация образовательной работы с одаренными детьми (дифференцированная и
индивидуальная работа):
•

обеспечение дифференцированного подхода в ДОУ как системы работы;

•

работа с одаренными детьми через систему кружковой и индивидуальной работы;

•

участие детей в конкурсах, соревнованиях разного уровня;

•

создание условий для социальной адаптации одаренных детей;

•

психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

•

создание системы стимулирования воспитанников: отмечать наиболее интересные
работы

участников

конкурсов,

производить

публичное

вручение

наград

(грамот, дипломов, призов);
•

организация мероприятий с участием одаренных детей (выставки детского
творчества; ежегодный творческий конкурс «Русалочка зажигает звезду»;
спортивные праздники и соревнования;

• сенсомоторное воспитание, как основа интеллектуального развития детей,
успешной готовности к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и
другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное
благополучие; 4. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных
детей:
• профилактика заболеваемости и утомляемости;
развлечения, праздники, турпоходы).
Работа с педагогами

организация отдыха (досуги,

Работа

с

одарёнными

детьми

предъявляет

дополнительные

требования к

профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества,
необходимые педагогу для организации этой работы:
- теоретические знания по вопросу одарённости;
- наличие практического опыта;
- позитивная Я - концепция;
- целеустремлённость и настойчивость;
- зрелость (чёткое знание своих целей и задач); - эмоциональная стабильность; креативность.
В

методической

работе

для

решения

задачи

повышения

профессиональной компетентности педагогов детского сада в вопросах организации
работы с одаренными детьми выделены следующие направления:
1. Постановка проблемы и объединение усилий всех членов коллектива Учреждения в
реализации Программы:
-

проведение педагогических советов, заседаний творческой группы педагогов ДОУ на
тему «Одаренные дети»;

-

проведение
методических
дошкольника»,

семинаров

«Изучение

личности

«Использование современных технологий в работе с одаренными детьми» и др.;
-

организация работы коллектива ДОУ по реализации Программы;

-

самообразование и саморазвитие педагога;

-

изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми.

2. Создание системы диагностики одаренности: - наблюдение с целью выявления одаренных
детей; - создание банка данных одаренных детей ДОУ.
3. Взаимодействие с социумом, направленное на создание системы работы по поддержке
одаренных детей.
4. Формирование банка данных диагностических методик, направленных
одаренности.

на выявление

Работа с семьей
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников преследует своей целью
формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам
в воспитании и развитии ребенка посредством межличностного общения.
Задачи, направленные на решение поставленной цели:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей; создание атмосферы общности интересов в процессе организации образовательной
деятельности;
- обогащение и активизация знаний родителей о методах воспитания и развития
одаренного ребенка.
Основные направления консультативной работы.

- проблемы одаренного ребенка в семье; - проблемы во взаимоотношениях со
сверстниками и самим собой.
Формы работы:
- подгрупповая; - индивидуальная.
В ходе реализации данной Программы запланированы следующие мероприятия для
родителей:
- Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии детской одаренности»;
- Индивидуальные и групповые консультации по теме «Одаренный ребенок – особенный
ребенок»; - Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада.
2.2. Психолого-педагогическая диагностика и диагностический
инструментарий
Первым этапом диагностической работы по выявлению одаренности воспитанников
является работа по сбору информации о ребенке и констатацию в его развитии интересов,
одаренности. Получение первичной информации о характере и направленности интересов,
склонностей и способностей детей можно из разных источников: из наблюдений педагогов
и специалистов Учреждения, анкетирования родителей и бесед с ними, проведения
диагностических процедур.
Задачи:
1. Создание системы диагностических методов и процедур. 2.
Выявить детей с предпосылками одаренности.
Мониторинг проводится в трех направлениях:
1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ
результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Для поиска и отбора одаренных дошкольников используется поэтапная стратегию
диагностики, это позволяет снизить опасность зачисления в одаренные тех детей, которые
таковыми не являются, и не выявление действительно одаренных.
На первом этапе отбор осуществляется с помощью опросников, организованного
наблюдения, различных оценочных процедур, которые смогут максимально полно отразить
все стороны и проявления одаренности. На втором этапе используются более точные и
более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты).
«Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и
развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием
благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности»
(«Рабочая концепция одаренности», разработанная М. А. Холодной).
Диагностические процедуры и выбор методик определяются возрастом детей,
предполагаемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими
задачами, с учетом уровня подготовленности педагога-психолога и других специалистов
Учреждения к работе с данными методиками.

На основе изученной литературы и сложившихся в педагогике методов по выявлению
одаренности в Учреждении организуется следующая модель диагностических процедур
(таблица 2)
Таблица 2
В работе с детьми 3-4 лет
Виды одаренности

Академическая
одаренность

Творческая
одаренность

Составляющие

Мотивационноличностные
характеристики
Способности к обучению

Художественная
одаренность
Вокальная одаренность
Литературная
одаренность

Методы диагностики

Наблюдение,
Педагогическая
диагностика,
Анкетирование

Кружок, секция,
направленный на
развитие качества
НОД,

совместная

и

самостоятельная
деятельность,
развивающие
прогулки

игры,
родителей
Наблюдение,
анализ Выставки рисунков и
продуктов
детского поделок, литературные
праздники
и
творчества
Наблюдение в свободной развлечения,
деятельности
театрализованные игры,
игры с конструкторами

Артистическая
одаренность

Коммуникативная
одаренность

НОД, самостоятельная
деятельность, праздники,
досуги, развлечения

Социально-личностная
одаренность
Лидерская одаренность
В работе с детьми 4-5 лет

Академическая одаренность

Творческая
одаренность

Мотивационноличностные
характеристики
Способности к обучению

Художественная
одаренность
Вокальная одаренность

Наблюдение,

НОД,

совместная

и

Педагогическая
самостоятельная
деятельность,
диагностика,
развивающие
Анкетирование
игры, прогулки
родителей
Наблюдение, анализ
Музыкальные
занятия,
продуктов детского
праздники, досуги,
творчества
развлечения
Наблюдение в свободной
деятельности

Литературная
одаренность
Артистическая
одаренность
Конструкторская
одаренность

НОД, самостоятельная
деятельность, прогулки,
игры с конструкторами

Психомоторная

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия,
спортивные праздники и
развлечения

Хореографическая
одаренность

НОД, самостоятельная
деятельность, праздники,
досуги, развлечения

Социально-личностная
одаренность
Лидерская одаренность

Сюжетно-ролевые игры,
самостоятельная
деятельность

одаренность

Коммуникативная
одаренность

Академическая
одаренность

Творческая
одаренность

В работе с детьми 5-6 лет
МотивационноНаблюдение,
личностные
Педагогическая
характеристики
диагностика,
Анкетирование
Художественная
одаренность
Вокальная одаренность

родителей
Наблюдение, анализ
продуктов детского
творчества
Наблюдение в свободной

Литературная
одаренность

Психомоторная
одаренность

деятельности

Музыкальные занятия,
праздники,
досуги,
развлечения,
фестиваль
«День
народного единства»,
литературный конкурс

Артистическая
одаренность

НОД, самостоятельная и
совместная
деятельность, праздники,
досуги, развлечения,
конкурсы

Конструкторская
одаренность

НОД, самостоятельная и
совместная
деятельность, праздники,
досуги, развлечения,
конкурсы

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия;
соревнования; эстафеты;

Хореографическая
одаренность

Коммуникативная
одаренность

«Эколята» (наблюдение,
работа с природным
материалом, поделки)
самостоятельная
деятельность, НОД
НОД, самостоятельная и
совместная
деятельность, участие в
выставках, конкурсах
творческих работ

Социально-личностная
одаренность

НОД; праздники;
развлечения; досуги;
фестиваль детского
творчества

Лидерская одаренность

В работе с детьми 6-7 лет
Академическая
одаренность

Мотивационноличностные
характеристики

Наблюдение,
Педагогическая
диагностика,

Клуб «Умники и умницы»
самостоятельная
деятельность, НОД

Творческая
одаренность

Художественная
одаренность
Вокальная одаренность

Анкетирование
родителей
Наблюдение,
анализ

продуктов

детского творчества

НОД, самостоятельная
и совместная
деятельность, участие в
выставках, конкурсах
творческих работ

Наблюдение в свободной
Литературная
одаренность

Психомоторная
одаренность

Музыкальные занятия,
праздники,
досуги,
развлечения,
фестиваль
детского
творчества,
фестиваль
«День
народного
единства»,
литературный конкурс

Артистическая
одаренность

НОД, самостоятельная и
совместная
деятельность, праздники,
досуги, развлечения,
конкурсы

Конструкторская
одаренность

НОД, самостоятельная и
совместная
деятельность,
праздники,
досуги,
развлечения, конкурсы,
фестивали
Физкультурные занятия;
соревнования; эстафеты;

Спортивная одаренность
Хореографическая
одаренность

Коммуникативная
одаренность

деятельности

Социально-личностная
одаренность

НОД;
праздники;
развлечения; досуги;

1. Результативность
кружковой
работы
оценивается
специалистами
самостоятельно на основе выбранных методик (организуется входящая,
промежуточная и итоговая диагностика).
2. Превышение большинства показателей по всем результатам исследования
ребенка средней нормы возрастного развития примерно на 30% говорит об общей
одаренности ребенка. 3. Для работы с родителями и педагогами подбираются
разнообразные опросники.

2.3.Условия реализации программы
Организационный подход к любой работе необходимо начать с планирования. В
планировании работы с одаренными детьми педагог должен отразить диагностику
одаренности, наметить задачи и формы работы с одаренными воспитанниками.
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо соблюсти ряд условий:
1. Проблема работы с одаренными детьми рассматривается как приоритетное
направление в системе научно-методической и опытно-экспериментальной работы
педагогов ДОУ.
2. Создание и постоянное совершенствование методической поддержки педагогов
ДОУ в работе с одаренными воспитанниками.
3. Совершенствование деятельности педагога-психолога в ДОУ.
4. Создание предметно-развивающей среды Учреждения, обеспечивающей
реализацию личностных потребностей и раскрытие способностей детей.
5. Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь педагогов,
обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является
личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и
не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он
сам.
6. Организация дополнительного образования, направленного на развитие творческой,
интеллектуальной, спортивной одаренности ребенка.
7. Участие детей в различных мероприятиях внутри Учреждения, а также участие в
конкурсном движении.
8. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
9. Создание банка данных одаренных детей и отслеживание результатов работы с
каждым конкретным ребенком. 10. Взаимодействие с социумом в работе с
одаренными детьми.
2.4. Основные принципы работы с одарёнными детьми
Выявление одаренных детей, организация и выстраивание деятельности педагогов по
данному направлению в Учреждении строится на интеграции следующих психологопедагогических принципов:
- Принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и
одаренностей для всех детей независимо от их социального положения и состояния
здоровья.
- Принцип дифференциации – при выявлении одаренных детей необходимо
дифференцировать актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на
определенном возрастном этапе; особенности конкретных проявлений одаренности,
связанные с попытками ее реализации в различных видах детской деятельности;
потенциальные возможности ребенка к развитию.

- Принцип «принятия другого» - данный принцип предусматривает партнерские отношения
педагога и ребенка, признание его неповторимости и уникальности, уверенность в его
возможностях и потенциальных внутренних силах.
- Принцип оптимальности – это принцип учета реальных возможностей ДОУ и семьи в
работе с одаренными детьми.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности, создание ситуации успеха.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
обучающихся.
- Принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка
как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов,
средств обучения и воспитания).
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития.
- Принцип научности.
- Принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе
работы с одарёнными детьми на разных уровнях.
2.5. Система взаимодействия педагогов Учреждения при
одарёнными детьми

организации

работы с

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения при организации работы
с одаренными детьми направлено на интеграцию усилий всех участников образовательного
процесса
Направления
работы

Заведующий

Iинформационное

Актуализация проблемы развития одаренных детей, создание Самообразование
банка образовательных программ и методических материалов
для работы с одаренными детьми.
Наблюдение за детьми.
Анкетирование
Опросы родителей.
родителей.
Отбор нормативной базы и
Организация
Тестирование
педагогов
разработка локальных актов.
Заключение
Разработка планов работы, выбор форм дополнительной
работы по развитию
договоров
с работы с педагогами, отбор
детской
социальными
диагностических методик
одаренности.
партнерами
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Организация внутренней системы ПсихологоОбработка данных
оценки качества образования, педагогическое
педагогической
проведение мониторинговых
диагностирование детей диагностики,
наблюдений за детьми.
процедур
Разработка
индивидуальных
маршрутов,
перспективных планов
Контроль, анализ
Самоанализ деятельности, подготовка презентаций
Рефлексия
Повышение
квалификации Индивидуальное
Участие в творческих
консультирование,
педагогических работников
конкурсах,
оказание
Учреждения

II координационное

III диагностическое

IV- кадровое

Старший
воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели,
специалисты

Обобщение
психологической
ППО
помощи
Система методического сопровождения:
- консультации и семинары;
- работа творческой микрогруппы;
- деловые игры;
- педагогические советы и другие формы

III.

педагогических
фестивалях, форумах.
Проведение мастерклассов.
Трансляция опыта

Организационный раздел

3.1. Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа педагогической поддержки одарённых детей дошкольного возраста
«Дошколенок» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 –13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.05.2013 № 26
- Федеральной целевой программы “Одаренные дети”, в рамках президентской
программы
“Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013
№ 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- Основными положениями “Декларации прав человека”, принятой генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основными положениями “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; - Уставом Учреждения МБДОУ
«Детский сад № 5 «Аленушка» г. Армянска.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническая база Учреждения, развивающая предметно-пространственная
среда помещений и групповых комнат соответствуют санитарно-гигиеническим
требованиям.
Материальная база Учреждения создана и развивается в соответствии с требованиями
ФГОС дошкольного образования, учитывает возрастные особенности дошкольников и
требования реализуемых программ.

Развивающая предметно-пространственная

среда обеспечивает

реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а

максимальную
также

территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и потребностей в
личностном развитии.
Для реализации программы в Учреждении эстетично оборудованы и функционируют
следующие помещения:
- музыкальный зал;
- методический кабинет;
- площадка по изучению правил дорожного движения;
- Спортивная площадка;
- комната природы; - мини-музей Крыма
3.3. Кадровое обеспечение
Педагогические кадры:
- Заместитель заведующего по ВМР, образование высшее педагогическое
- Учитель-логопед, образование высшее;
- музыкальный руководитель,
квалификационная категория;

образование среднее

специальное, первая

- инструктор по физической культуре, образование среднее специальное, первая категория;
- воспитатели.
Программа педагогического сопровождения одаренных детей «Дошколенок»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Теремок» пгт Гвардейское» направлена на интеллектуальное, творческое и
физическое развитие одаренных воспитанников.
Программа определяет основные направления работы с одаренными детьми, позволяет
выстроить систему педагогического сопровождения всех участников образовательного
процесса.
Доступность содержания данной программы позволяет использовать ее в любом
дошкольном учреждении.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды,
проблемы. М., 2005.
2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред.
А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
3. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

4. Рабочая концепция одаренности
5. / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
7. «Диагностика в детском саду» Методическое пособие Баландина Л.А., Гаврилова
В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина
Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. г. Ростов-на-Дону, 2004 г.
8. «Проблемы одаренного ребенка» М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».